Основы стихосложения - строка
Тимофей Бондаренко
Наиболее важной ритмической единицей в стихах является,
как уже говорилось ранее - СТРОКА.
Приходилось встречать даже мнение, что стихи - это все,
что разбито на строки.
С чем конечно же нельзя согласиться.
Иначе придется признать, что вся печатная продукция,
вплоть до каталога шарикоподшипников - это стихи.
Поскольку по техническим причинам любой печатный текст
печатается в виде строк.
Более строго, говорить надо не о строке и строковом ритме,
а о ФРАЗЕ и ФРАЗОВОМ РИТМЕ. Но поскольку традиционно
стихотворная фраза печатается в виде отдельной строки,
то сложилась именно такая терминология.
Которая к сожалению малограмотных стихотворцев вводит в заблуждение.
Им кажется, что строка - это чисто типографские явление.
А потому, как напечатал - так и хорошо.
И они вместо стихотворных пускаются в типографские ухищрения.
НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ ТИПОГРАФСКУЮ СТРОКУ СО СТИХОТВОРНОЙ СТРОКОЙ!!!
Я не случайно выделил этот вроде бы очевидный тезис.
На сайте стихиру постоянно встречаются произведения,
для авторов которых эта мысль видимо, недоступна.
Стихотворная строка - это РЕЧЕВАЯ РИТМИЧЕСКАЯ единица.
Увы, на практике приходится объяснять и доказывать
даже столь очевидные вещи!
Вновь и вновь наталкиваюсь на случаи, когда авторы
пытаются подменить работу с ритмом и звуком чисто
типографскими выдрюками и ухищрениями.
Когда типографское разбиение на строки не соответствует
ритмике стиха. То строка печатается как две.
То вообще как бог на душу положит...
Вот пример:
авторская разбивка на строки
(Саша Жданная)
"В погоне за смыслом
И нужной идеей
Мне главного
Хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто
В душевном порыве
Хоть капельку истины
Сердцем узреть.
И не жалеть
О безумных началах,
Собой вдохновляя
Другие миры;
В погоне за смыслом
В течение жизни
Как хочется сердцу
Красивой любви..."
Согласно собственному ритму стиха, его следует разбить на строчки так:
"В погоне за смыслом и нужной идеей
Мне главного хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто в душевном порыве
Хоть капельку истины сердцем узреть.
И не жалеть о безумных началах,
Собой вдохновляя другие миры;
В погоне за смыслом в течение жизни
Как хочется сердцу красивой любви..."
Почему автор решил печатать каждую строку как две
и пренебрегая разбивкой на строфы - можно только гадать
Другой пример:
"прижав карманы
и голос к глоткам..."
Действительная строка -
"Прижав карманы и голос к глоткам..."
Здесь причины печатания строки как двух вполне понятны -
автор пытается таким образом скрыть корявое построение строчки -
прижимание карманов к глоткам.
Подобные ухищрения я встречал неоднократно...
Вместо доработки стиха автор пускается на типографские приемы.
Для меня очевиден тезис - типографская структура стиха
должна соответствовать звуковой, ритмической стркутуре,
а НЕ ЗАМЕНЯТЬ ее. И не поперек.
Ну например, встретил я стих, напечатанный в форме
"атомного гриба".
Но НЕ НАПИСАНЫЙ в этой форме.
Автор, конечно же обиделся, когда я сказал, что напечатать
можно хоть в форме унитаза. Но увы, вряд ли сделал выводы...
Я был груб?! А почему издеваться над стихосложением можно,
а над халтурными опусами нельзя?!
Если уж хочется повыдрючиваться со строковой структурой -
будь добр, НАПИШИ стих чтоб он звучал именно так.
Так ведь это попотеть надо, да и без серьезной подготовки не получится.
Впрочем о претенциозных халтурщиках далее вряд ли стоит говорить.
Шарлатанов просвещением не исправишь...
Эти заметки - для тех, кто хочет чему-то научиться.
Повторю еще раз - типографская структура должна соответствоать
речевой, облегчать восприятие ритимческой структуры стиха.
Печатная форма должна соответствовать звуковой.
Отсюда традиция печатать стихотворные фразы как типографские строчки.
Несмотря на получающийся перерасход бумаги.
И соответственно называть их "строками".
И, ВНИМАНИЕ!!! теперь об очень важном !!!
В отличие от ритмических единиц более низкого уровня,
стихотворная строка это не только ритмическая но и